В любой книге есть введение.
Стивен Кови приводит историю о своем сыне.
Мальчик, у которого ничего не получается - начиная от учебы и заканчивая игрой в бейсбол.
И сначала родители пытаются делать то, что надо(принято) делать. Они использовали технику позитивного мышления: подбадривали при каждом незначительном успехе, набрасывались на тех, кто насмехался. При этом сын плакал и кричал, что терпеть не может бейсбол. Многократные фиаско привели к тому, что Кови посмотрел на проблему под другим углом.
В глубине души они воспринимали сына как отстающего в развитии. А дети они же все понимают, вот он и читал в их действиях "ты не способен на это, ты нуждаешься в помощи"
И вот тут встречаются два понятия - "этика личности" и "этика характера". И вот первое - это "социальный аспирин", который иногда даже включает в себя явную манипуляцию.
Хорошее поведение детей - источник социального удовлетворения. "Представление о себе как о добрых, заботливых родителях оказалось более весомым, чем представление о собственном сыне." В итоге было сконцентрировано внимание на себе - не на своем поведении, а на скрытых мотивах и восприятии собственного сына. Вместо попытки изменить его, они попыталсь ощутить его личность, индивидуальность и достоинство.
Предсказуемо, они увидели в сыне бесконечные возможности, которые следовало реализовывать в соответствии с его собственным жизненным ритмом."свою естественную роль мы увидели в том, чтобы способствовать развитию индивидуально сети сына, радоваться за него и ценить его."
Радоваться, а не сравнивать с другими, не оценивать. Не пытаться со относить с социальными ожиданиями.

В итоге хэппи-энд, сын мало-помалу обрел уверенность в себе, стал развиваться в собственном жизненном ритме. А вскоре стал добиваться выдающихся по социальным стандартам успехов, "вырос обаятельным, открытым парнем, доброжелательно относящимся ко всем окружающим".

@темы: повышая КПД